Правовой ресурсный центр "Третий сектор"
Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Благотворительная программа фонда и других благотворительных организаций

Правовой путеводитель
Авторы путеводителя
  • Артем Селитраров
    Юрист, руководитель Правового ресурсного центра "Третий сектор"

  • Юлия Абзалова
    Юрист Правового ресурсного центра "Третий сектор"

Введение:

благотворительная программа: что это и для чего она нужна?

Под благотворительной программой понимается комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям благотворительной организации. Такое определение содержится в статье 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Иными словами, благотворительная программа играет ключевую роль в организационных аспектах работы благотворительной организации и формирует основу для ее дальнейшего развития: определяет основные направления деятельности, показатели и результаты ожидаемой работы организации за определенный промежуток времени.

Прямое требование об обязательном наличии утвержденной благотворительной программы для благотворительной организации в действующем законодательстве отсутствует, однако, системное толкование норм права, а также сложившаяся правоприменительная и судебная практика позволяют сделать вывод о том, что благотворительная программа – это основной внутренний документ, наличие которого является обязательным для всех благотворительных организаций.

Юлия Абзалова
Комментарий юриста
Какие организации являются благотворительными?

Благотворительная организация - это статус, который закрепляется за НКО в соответствии с учредительными документами. У таких организаций в наименовании содержится соответствующий характер деятельности - например, благотворительный фонд "Добро" или благотворительная общественная организация "Вместе".

Законодательство о благотворительной деятельности указывает нам на два важных момента:
  • Благотворительная организация - это всегда негосударственная НКО, которая создана в соответствии с уставом для реализации благотворительных целей в качестве основного вида деятельности. Благотворительная деятельность таких организаций ведется в интересах общества в целом или в интересах отдельных категорий лиц.
  • Не любая НКО может быть благотворительной организацией. Закон наделяет правом иметь такой статус только фондам, общественным объединениям (например, общественным организациям) и учреждениям. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Дискуссионным остается вопрос в отношении наделения АНО (автономных некоммерческих организаций) статусом благотворительным организаций. Закон прямо такой возможности не содержит, так как основная цель деятельности АНО - это оказание услуг. Однако, в ряде субъектов России территориальными органами Минюста России, начиная с 2016 года, создаются благотворительные автономные некоммерческие организация (Москва, Московская область, Челябинская область, Краснодарский край и еще несколько регионов).

Как утверждается благотворительная программа?

В соответствии с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная программа должна быть утверждена высшим органом управления благотворительной организации – коллегиальным органом, формируемым в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации, в зависимости от организационно-правовой формы организации.

Следовательно, при необходимости внесения изменений в благотворительную программу, указанные изменения так же должны утверждаться высшим органом управления благотворительной организации.

Таким образом, вместе с благотворительной программой у вас должен быть еще один документ - протокол заседания высшего органа управления (общего собрания учредителей, правления, совета и т.п. - смотрите свой устав), который зафиксирует решение об утверждении благотворительной программы.

Структура благотворительной программы

Статьей 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в качестве обязательных элементов благотворительной программы обозначены:

  • Цели и задачи благотворительной программы,
  • Перечень мероприятий,
  • Сроки и этапы реализации,
  • Смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов.
Также, благотворительная программа, помимо обязательных элементов, может содержать и иные элементы (разделы).

Цели благотворительной программы

Цели благотворительной программы должны соответствовать уставным целям Благотворительной организации.

Вместе с тем стоит отметить, что благотворительной организацией является некоммерческая организация, созданная для реализации целей благотворительной деятельности, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Поэтому цели Благотворительной организации должны коррелироваться с целями благотворительной деятельности из статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Отсюда делаем вывод - цели благотворительной программы не могут быть шире уставных целей благотворительной организации.

Объясним на примере: у Благотворительного фонда помощи детям "Добро все" по уставу целевая группа - дети, то есть физические лица в возрасте до 18 лет, а цель деятельности - "содействие защите материнства, детства и отцовства". Отсюда следует вывод, что цель благотворительной программы у такого фонда не может выходить за направление "содействие защите материнства, детства и отцовства", целевая группы программы - дети до 18 лет.

Задачи благотворительной программы

Задачи – это конкретные действия или шаги, служащие ориентиром и позволяющие упорядочить и систематизировать благотворительную деятельность. Совокупность задач должна обеспечивать достижение целей благотворительной программы. Также задачи благотворительной программы могут коррелироваться с этапами ее реализации.

Юлия Абзалова
Комментарий юриста
Какие задачи могут быть у благотворительной программы?

Задачи в благотворительной программе можно разделить на две группы - общие, которые в большинстве случаев уместны для любой благотворительной программы и специальные, которые отражают а) специфику деятельности конкретной организации б) специфику и механику реализации благотворительного проекта.

Например, к общим (типовым) задачам можно отнести:
  • Привлечение финансовых средств, необходимых для реализации Благотворительной программы;
  • Распространение информации о благополучателях, нуждающейся в благотворительной помощи;
  • Реализация принципа информационной открытости и прозрачности деятельности организации по привлечению финансовых средств, в том числе создание и поддержка сайта организации, работа по ведению и наполнению официальных аккаунтов организации в социальных сетях;
  • Организация в интересах организации и благополучателей добровольного труда добровольцев (волонтёров);
  • Финансирование закупки товаров, работ, услуг, необходимых для реализации благотворительной программы;
  • Развитие материально-технической базы организации в рамках реализации благотворительной программы и уставных целей организации, оплата труда лиц, задействованных в реализации благотворительной программы;
  • и т.д.

Мероприятия благотворительной программы, сроки и этапы реализации

В обязательном порядке благотворительная программа фонда или другой благотворительной организации должна содержать перечень проводимых мероприятий, направленных на решение целей и задач благотворительной программы, а также сроки и этапы реализации благотворительной программы.

Срок благотворительной программы может определяться следующим образом:
а) календарными датами (начало и конец);
б) истечением периода времени, который например, может исчисляться годами или месяцами (например, 1 год);
в) указанием на событие, которое должно наступить (например, сбор определенной суммы для приобретение чего-то).

Прямого запрета на указание в программе, что она бессрочная - законодательство о благотворительной деятельности не содержит. Однако, мы рекомендуем определять конкретный срок программы теми способами, которые обозначили выше. Данный подход соответствует порядку определения срока, который содержится в Гражданском кодексе РФ.

Этапность благотворительной программы может быть любой - отдельных требований на этот счет законодательство не содержит. Этапы могут связаны с реализацией определенных задач программы. Если у программы нет этапов ее реализации, то следует так и написать - благотворительная программа не подразделяется на этапы.

Смета благотворительной программы

Смета благотворительной программы предполагает определение планируемых поступлений и планируемых расходов, включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы.

Смета – это только план, поэтому зачастую фактические поступления и расходы с ним расходятся. В связи с этим целесообразно в программе или приказе руководителя НКО (если смета утверждается отдельным документов как приложение к программе) отразить возможность ее корректировки.

Как составить смету? Унифицированной формы этого документа для НКО нет. Эксперты по бухгалтерскому учету рекомендуют утвердить самостоятельно форму сметы вместе с учетной политикой организации. Нет единой формы - нет и общих правил к составлению сметы. Придется руководствоваться опытом работы вашего бухгалтера. На основании устоявшейся практики рекомендуется составлять смету исходя из источников финансирования и по статьям поступлений и расходов. Детализацию статей расходов организация определяет самостоятельно.

Показатели сметы закрываются (подтверждаются) при помощи первичных документов, подтверждающих поступления и расходы (счета, договоры, акты и иные первичные учетные документы).

Иные элементы благотворительной программы

Также, благотворительная программа, помимо обязательных элементов, может содержать:
  • Общие сведения о благотворительной организации (фонде или иной) и благотворительной программе, а также территорию реализации благотворительной программы;
  • Перечень участников благотворительной программы - благотворителей, категорий благополучателей, исполнителей со стороны организации (лица, участвующие в реализации программы);
  • Сведения об источниках финансирования благотворительной программы;
  • Порядок сбора благотворительных пожертвований и порядок оформления отношений с благотворителями, в том числе раздел об использовании ящиков для пожертвований - если планируется собирать средства с использованием ящиков;
  • Порядок предоставления благотворительной помощи - сведения о формах предоставления благотворительной помощи, а также порядок принятия решения о поддержке благополучателей;
  • Ожидаемые результаты благотворительной программы (количественные, качественные);
  • Сведения о механизме контроля за осуществлением благотворительной деятельности и целевым использованием поступающих на выполнение программы средств, в том числе порядок отчетности и опубликования результатов благотворительной программы;
  • Порядок внесения изменений в благотворительную программу;
  • Формы необходимых в работе документов: например, договора пожертвования, договора – публичной оферты о пожертвовании; договора с благополучателем, заявки на благотворительную помощь и т.д.
  • Иные сведения при необходимости.

Юлия Абзалова
Комментарий юриста
Структура благотворительной программы

Рекомендую разрабатывать благотворительную программу максимально подробно, не ограничиваясь минимальным набором требований из статьи 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Каждый из приведенных выше разделов программы, хотя и не предусмотрен в качестве обязательных элементов, является связующим звеном в логике вашей благотворительной деятельности. Чем подробней будет отражена в программе ваша фактическая деятельность, тем проще вам будет работать с благотворителями, благополучателями и иными заинтересованными сторонами. С другой стороны, понятная и прозрачная благотворительная программа - неотъемлемый элемент реализации принципа открытости деятельности благотворительных организаций.

Благотворительная программа должна быть одна или их может быть несколько?

Благотворительных программы в фонде или иной благотворительных организаций может быть несколько. Это прямо следует из требований к отчетности благотворительных организаций, в рамках которой предоставляются сведения о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации, а именно о перечне и описании таких программ.

Таким образом, благотворительные организации самостоятельно принимают решение о количестве своих программ - это может быть одна общая благотворительная программа, а может быть таких программ, например по каждому из направлений.

Также встречается практика, когда в рамках одной общей благотворительной программы в последующем утверждаются положения о проектах, где конкретизируются разные направления деятельности.

Имущество благотворительного фонда и иной благотворительной организации и благотворительная программа

Законодательством определено, что на финансирование благотворительных программ, включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ, должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности.

В 80% могут быть включены расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение благотворительных программ, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ. Этот перечень не является исчерпывающим. Такое обеспечение может включать покупку оборудования, приобретение имущества, в том числе для последующей передачи благополучателям благотворительной программы, оплату услуг, необходимых для реализации благотворительной программы. Все эти расходы должны содержаться в смете благотворительной программы.

Что касается ограничения по срокам использования средств на благотворительные программы, то здесь следует заметить, что данное ограничение не относится к долгосрочным благотворительным программам, реализация которых занимает несколько лет. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Также важно отметить, что если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме так же направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Таким образом, действующее законодательство допускает и иной порядок использования благотворительных пожертвований, но только в тех случаях, когда это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Благотворительная программа и ежегодный отчет благотворительного фонда и иной благотворительной организации

Касательно контроля за осуществлением благотворительной организацией благотворительной деятельности, законодательством предусмотрено, что ежегодный отчет, который предоставляют благотворительные организации представляют в территориальные органы Минюста России, должен также содержать сведения о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации, а именно о перечне и описании таких программ.

Такое требование к благотворительным организациям содержится в статье 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Кроме того, отчет благотворительной организации должен содержать:

– сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
– сведения о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
– сведения о содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
– сведения о нарушениях требований законодательства в сфере благотворительности, в случае выявления таковых в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Каковы последствия отсутствия у благотворительной организации благотворительной программы?

Как уже упоминалось ранее, наличие благотворительной программы является обязательным требованием для всех благотворительных организаций. Чем же грозит благотворительной организации отсутствие у нее благотворительной программы?

В судебной практике это является грубым нарушением действующего законодательства и влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 20 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»:
Минюст России может направить в адрес благотворительной организации предупреждение в письменной форме.
в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Отсутствие благотворительной программы у благотворительной организации может быть выявлено:
– в ходе плановой или внеплановой проверки благотворительной организации Минюстом России;
– в ходе анализа Минюстом России ежегодного предоставляемого отчета благотворительной организации, который должен включать в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» сведения о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ).
Будьте в курсе!
Вступите в группу центра "Третий сектор" в VK, чтобы оперативно узнавать о всех правовых новостях в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Факультет НКО - полезный telegram-канал для руководителей и сотрудников НКО
Друзья, в работе любой НКО возникает много вопросов. Мы знаем, как непросто ориентироваться в большом количестве информации. Именно поэтому наша команда запустила telegram-канал "Факультет НКО". На канале мы освещаем наиболее актуальные темы для руководителей и сотрудников НКО в сфере права, финансов и управления. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе и ничего не попустить.

С уважением, Артем Селитраров
Руководитель Правового ресурсного центра "Третий сектор"