Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Как НКО попасть в реестр организаций-исполнителей общественно полезных услуг

по итогам успешной реализации проекта, поддержанного Фондом президентских грантов

О реестре НКО исполнителей общественно полезных услуг

В 2016 году Президент России утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 2016 года N 398 к приоритетными направлениям отнесено 21 направление деятельности социально ориентированных НКО.

Полный перечень общественно полезных услуг установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».

Реестр НКО исполнителей общественно полезных услуг публичный. Доступ в реестре осуществляется через сайт Минюста России.

Нормативные акты и порядок включения НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг

Общий порядок признания социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг установлен в статье 31.4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, а также порядок ведения реестра НКО - исполнителей общественно полезных услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг".

В деталях вся административная процедура прописана в Приказе Министерства юстиции РФ от 31 октября 2022 г. N 260 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг".

В целом можно выделить два варианта (маршрута) признания НКО исполнителем общественно полезных услуг:

1) Через получение заключение о соответствии качества выдается организации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Критерии оценки установлены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания".

2) Через получение заключения о надлежащей реализации проекта, которое выдается уполномоченной организацией по итогам оценки результатов реализации проекта на основании составленного в письменной форме заявления организации о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов. Данный порядок является упрощенным. Уполномоченной организацией является Фонд президентских грантов.

В данной статье речь пойдет про второй, упрощенный вариант, - маршрут, который связан в успешной реализацией некоммерческой организацией проекта, поддержанного Фондом президентских грантов.

Алгоритм включение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг

Как было написано выше, НКО - победители конкурсов Фонда президентских грантов могут быть включены в реестр исполнителей общественно полезных услуг.


Если деятельность НКО по реализованному проекту соответствует приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398, некоммерческая организация конкурса может быть в специальном порядке включена Министерством юстиции Российской Федерации в реестр.


Для этого необходимо, чтобы:

  • проект, поддержанный Фондом президентских грантов, был качественно реализован (без нарушения существенных условий договора о предоставлении гранта);
  • НКО - победитель конкурса не имела просроченной задолженности по возврату средств, полученных от Фонда президентских грантов и подлежащих возврату в соответствии с условиями договора о предоставлении гранта;
  • НКО - победитель конкурса не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством обязательным платежам.
При соблюдении этих условий НКО достаточно подать в Министерство юстиции Российской Федерации заявление, приложив к нему заключение Фонда президентских грантов о надлежащей реализации проекта.

Заявление в Министерство юстиции Российской Федерации составляется по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89.

Чтобы получить заключение Фонда президентских грантов о надлежащей реализации проекта, нужно обратиться за ним в фонд не ранее чем через 3 месяца и не позднее чем через 2 года после завершения проекта.

Чтобы получить заключение от Фонда президентских грантов необходимо заполнитесь форму, размещенную в разделе «Мои проекты» в личном кабинете на сайте Фонда президентских грантов. Заявление подписывается электронной подписью.

Документы (пример): заключение + заявление = НКО в реестре ИОПУ

Срок включения НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг

НКО признается Минюстом России либо его территориальным органом исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр НКО– исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года.

По истечении 2 лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

Процедура повторного признания НКО исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке определена в пункте 11 Постановления Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций-исполнителей общественно полезных услуг». Проедура проходит в упрощенном порядке.

Что дает НКО статус исполнителя общественно полезных услуг?

НКО, признанная исполнителем ОПУ, включается в реестр НКО – исполнителей ОПУ и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, НКО, находящиеся в реестре ИОПУ, имеют право на приоритетное получение мер финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также льгот по уплате налогов и сборов, иных преференций, установленных на федеральном, региональном, местном уровне.