Правовой ресурсный центр "Третий сектор"
Полезные статьи и обзоры для НКО

Старт работы НКО: исследование Центра "Третий сектор"

Исследование "Старт работы НКО: исследование Центра "Третий сектор" проведено командой АНО Правовой ресурсный центр "Третий сектор" в лице:

Чернова Алина Вадимовна, старший юрисконсульт центра;
Селитраров Артем Станиславович, директор центра.

Цель исследования – выявление тем и областей вопросов в сфере правового регулирования НКО, с которыми обращаются руководители зарегистрированных новых НКО в первые месяцы работы организации (рассматриваемый в исследовании период - от 1 до 6 месяцев после государственной регистрации).

Задачи исследования:

1) Провести аудит объема услуг по регистрации НКО силами Правового ресурсного центра "Третий сектор" в 2023 и 2024 гг.
2) Сформировать реестр обращений руководителей НКО с использованием разных каналов коммуникаций.
3) Обобщить перечень правовых услуг/вопросов, с которыми обращались руководители НКО после регистрации в исследуемый период в рамках:
  • бесплатной консультационной поддержки;
  • услуг, предоставляемых по грантовым проектам, в том числе в партнерстве с другими ресурсными центрами (Ленинградская область, Владимирская область, Мурманская область, Красноярский край);
  • платных услуг.

Описание выборки:

В выборке приняли участие 402 НКО, созданные при правовой поддержке юристов АНО Правовой ресурсный центр "Третий сектор" в период с 2023 по 2024 год включительно (2 года) на территории 43 регионов России.
Из общего числа НКО больше всего АНО (автономных некоммерческих организаций) - 58 %, далее общественных организаций - 16 %, фонды - 13 %, ассоциации (союзы) - 10 %, иные формы - 3 %.

В выборке представлены НКО, работающие по разным направлениям деятельности, в том числе: социальная поддержка и защита граждан, реабилитация и социальные услуги, поддержка разных целевых групп, спорт/ЗОЖ, патриотизм, образование/просвещение/досуг, работа с молодежью, поддержка материнства и детства, благотворительность, экология и защита животных и пр.

Результаты исследования:

1) 84% руководителей новых НКО обращались за консультационной и иной правовой поддержкой в период с 1 - 6 месяцев старта работы организации.
Учет обращений и запросов по работе вновь созданных НКО позволил сформировать перечень наиболее часто встречающихся вопросов/областей регулирования:

2) 96% из числа обратившихся руководителей НКО интересовались организационно-правовыми вопросами начала работы деятельности НКО, в том числе:

  • оформление печати НКО;
  • выпуск электронной подписи для руководителя НКО;
  • создание личного кабинета НКО на Госуслугах;
  • открытие расчетных счетов в банках.

3) 90% из числа обратившихся руководителей НКО интересовались финансово-правовыми вопросами начала работы деятельности НКО, в том числе:

  • выбор системы налогообложения;
  • сдача отчетности (сроки, формы, органы);
  • настройка электронного документооборота;
  • выбор бухгалтера, модели выстраивания отношений с внешним бухгалтером.

3) 75% из числа обратившихся руководителей НКО интересовались вопросами оформления отношений с руководителем организации, иными привлекаемыми людьми (трудовые отношений, работа с волонтерами, самозанятыми), а также вопросами разработки локальных нормативных актов.

4) 62 % из числа обратившихся руководителей НКО интересовались вопросами оформления внутриорганизационной документации, в том числе по работе органов управления НКО, контролю за деятельностью НКО Минюстом, требованиями к сайту, включая процесс обработки персональных данных.

5) 59 % из числа обратившихся руководителей НКО интересовались вопросами оформления мер поддержки, получения статусов, влияющие на меры поддержки, включая вхождение в единый реестр СО НКО.

6) 53% из числа обратившихся руководителей НКО интересовались вопросами правильного оформления сбора пожертвований и ведения благотворительной деятельности, в том числе оформление отношений с благополучателями, разработка оферты для сбора пожертвований и разработка благотворительных программ.