В гостях Правового ресурсного центра "Третий сектор" Кульминская Алина Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, выпускник образовательной программы повышения квалификации "Экспертная оценка конкурсных социальных проектов".
Обучение по программе проходило осенью этого года в рамках проекта "Факультет НКО: образовательная экосистема развития и поддержки некоммерческих организаций Свердловской области", реализуемого Правовым ресурсным центром "Третий сектор" при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.
Алина Владимировна, расскажите о вашей преподавательской деятельности, какие предметы вы изучаете со студентами?
Алина Владимировна: Я кандидат социологических наук. В силу специфики института и нашей кафедры, мои предметы в основном касаются принятия управленческих решений (теория принятия управленческих решений, государственные решения, политические решения). Одним из курсов - социальное проектирование в публичной сфере.
Для вас социальное проектирование - это вопрос исключительно образовательного и научного интереса или есть практическая реализация таких знаний?
С 2020 года я включена в проектное обучение университета, и, так как кафедра у нас особенная, проекты у нас в большинстве своём социальные. Курирую студенческие проекты на всех этапах работы – планирование, реализация, подведение итогов, взаимодействие с внешними заказчиками - НКО или органами власти. В социальные проекты некоммерческих организаций как сотрудник этих организаций я никогда не была включена, но соприкасаюсь с ними через работы своих студентов.
Вы были участником нашего онлайн-курса повышения квалификации "Экспертная оценка конкурсных социальных проектов". Удалось ли Вам получить от этого курса новые знания, идеи?
Обучение по программе проходило осенью этого года в рамках проекта "Факультет НКО: образовательная экосистема развития и поддержки некоммерческих организаций Свердловской области", реализуемого Правовым ресурсным центром "Третий сектор" при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.
Алина Владимировна, расскажите о вашей преподавательской деятельности, какие предметы вы изучаете со студентами?
Алина Владимировна: Я кандидат социологических наук. В силу специфики института и нашей кафедры, мои предметы в основном касаются принятия управленческих решений (теория принятия управленческих решений, государственные решения, политические решения). Одним из курсов - социальное проектирование в публичной сфере.
Для вас социальное проектирование - это вопрос исключительно образовательного и научного интереса или есть практическая реализация таких знаний?
С 2020 года я включена в проектное обучение университета, и, так как кафедра у нас особенная, проекты у нас в большинстве своём социальные. Курирую студенческие проекты на всех этапах работы – планирование, реализация, подведение итогов, взаимодействие с внешними заказчиками - НКО или органами власти. В социальные проекты некоммерческих организаций как сотрудник этих организаций я никогда не была включена, но соприкасаюсь с ними через работы своих студентов.
Вы были участником нашего онлайн-курса повышения квалификации "Экспертная оценка конкурсных социальных проектов". Удалось ли Вам получить от этого курса новые знания, идеи?
Однозначно хотелось бы отметить ведущих программы - материал излагался ясно, системно и структурированно. Социальное проектирование — это сфера, содержащая большое количество обновляющихся компонентов, в ней никогда нельзя знать всё. Правовую основу и принципы социального проектирования я уже знала, большую часть материала повторила вместе с организаторами и участниками. Курс сыграл для меня закрепляющую и мотивирующую роль.
Можно ли связать курс с теми предметами, которые вы преподаете?
Основной фокус программы - развитие знаний и навыков, которые должны быть у эксперта, который оценивает социальные проекты. Студенты в силу понятных причин в этом качестве выступать пока не могут, но сами проекты студенты разрабатывают и реализуют, подают заявки на конкурсы (например, Росмолодежь), участвуют в проектном обучении. Вуз, преподаватели нашей кафедры активно их в этом поддерживают.
Отмечу несколько сложных моментов. Социальное проектирование дается нелегко студентам, есть минуты слабости, "подзависания", периоды рефлексии с вопросами «а точно ли я правильно делаю? а как лучше этот проект подать, а для кого...". Не всегда хватает выделенного времени, может ослабевать концентрация на работе, и все эти трудности мы проходим вместе со студентами. Вовлеченность во многом появляется при работе с реальными запросами и потребностями "внешних заказчиков" - НКО, органов власти. Именно поэтому в проектном обучении становится все больше социально значимых проектов. Сегодня принято говорить про "обучение служением" - мы активно практикуем такой образовательный подход, внедряем его в свои программы и во многом благодаря поддержке и инициативе Марии Владимировны Певной, заведующей кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления.
Среди студентов встречаются инициативные, загоревшиеся идеей реализации социальных проектов?
Конечно. Некоторые ребята даже из школы, где активно проявляли себя в работе Российского союза старшеклассников, выходят с проектными идеями. Мы помогаем эти идею "докрутить", оформить в заявку на конкурс. Так, студент 2 курса нашего университета смог защитить свой проект и получил сначала финансовую поддержку от Агентства "Росмолодежь", а затем премию "Шаг вперед".
Уральский федеральный университет поддерживает инициативы с разных сторон – курирование проектов преподавателями, поиск партнеров, информационная поддержка, все достижения учитываются для дополнительной финансовой и иной поддержки.
Для самого обучающегося деятельность в сфере социального проектирования даёт много плюсов. Во-первых, формирование портфолио, подтверждение опыта практической работы, что в дальнейшем помогает избавиться от трудностей при трудоустройстве. Во-вторых, такое занятие позволяет получить неоценимый управленческий опыт, формирование ответственного отношения к делу, навыки менеджмента, организации работы команды.
При разработке социального проекта важно ли учитывать уже имеющуюся наработанную теоретическую базу или эта сфера вполне может развиваться только через практический опыт?
Противоречия встречаются. Были случаи, когда проект начинался с заявки на грант, его реализации, а уже потом под него подтягивалась теория. Это было сложно, потому что уже на практике всё было готово и стало ясно, что можно и без теории обойтись. По схеме: выявили проблему/потребность-провели мероприятие-решили проблему, конечно можно работать. Но всё-таки если в планах получение крупного финансирования, то лучше пойти с самого начала. Мероприятие не может быть целью проекта, цель социального проекта – решение проблемы, а для этого необходимо теоретическое обоснование и исследование. Также и для того, чтобы написать хорошую заявку, грамотно реализовать проект и потом по нему спокойно отчитаться, желательно сначала поизучать теорию. Не стоит забывать и про другой важный аспект любого проекта – доказательность, которая без теории не раскроется.
Возвращаясь к теме онлайн-курса. У вас как у человека, находящегося со стороны разработчика и исполнителя проекта иногда возникают вопросы к экспертам об объективности некоторых оценок?
В рамках изучения одной из дисциплин мы со студентами активно работаем с сайтом Фонда президентских грантов, проводим выборки проектов по разным критериям и далее их обсуждаем. Встречаются такие проекты, в которых нечетко поставлены или вообще не поставлены задачи, не определена целевая аудитория. Иногда действительно возникают вопросы к экспертам и оценке. С другой стороны, в открытых источниках публикуются сокращенные варианты заявок и возможно эксперты видят картину полностью, что позволяет им рассмотреть всё детально и оценить объективно.
Не представляли ли вы себя в роли эксперта по оценке конкурсных проектов, не хотели бы попробовать?
Что-то подобное я делаю уже на протяжении последних нескольких лет, работаю в комиссии по защите проектов у магистров государственного и муниципального управления. Они пишут проекты в рамках классического "проджект-менеджемента".
Какой совет вы всегда даёте своим студентам?
У меня на странице ВКонтакте уже около восьми лет стоит статус "Если не хватает сил, займи у времени". Это значит , что иногда нужно потерпеть. Или ситуация изменится в нашу пользу или мы сами добьемся результата трудом и упорством.
Алина Владимировна, благодарим за беседу! Желаем вам профессионального роста, приглашаем на наши будущие онлайн-курсы, поздравляем с наступающим Новым годом! И очень надеемся на сотрудничество в рамках реализации проектов и программ Факультета НКО - структурного образовательного подразделения Правового ресурсного центра "Третий сектор".
Конечно. Некоторые ребята даже из школы, где активно проявляли себя в работе Российского союза старшеклассников, выходят с проектными идеями. Мы помогаем эти идею "докрутить", оформить в заявку на конкурс. Так, студент 2 курса нашего университета смог защитить свой проект и получил сначала финансовую поддержку от Агентства "Росмолодежь", а затем премию "Шаг вперед".
Уральский федеральный университет поддерживает инициативы с разных сторон – курирование проектов преподавателями, поиск партнеров, информационная поддержка, все достижения учитываются для дополнительной финансовой и иной поддержки.
Для самого обучающегося деятельность в сфере социального проектирования даёт много плюсов. Во-первых, формирование портфолио, подтверждение опыта практической работы, что в дальнейшем помогает избавиться от трудностей при трудоустройстве. Во-вторых, такое занятие позволяет получить неоценимый управленческий опыт, формирование ответственного отношения к делу, навыки менеджмента, организации работы команды.
При разработке социального проекта важно ли учитывать уже имеющуюся наработанную теоретическую базу или эта сфера вполне может развиваться только через практический опыт?
Противоречия встречаются. Были случаи, когда проект начинался с заявки на грант, его реализации, а уже потом под него подтягивалась теория. Это было сложно, потому что уже на практике всё было готово и стало ясно, что можно и без теории обойтись. По схеме: выявили проблему/потребность-провели мероприятие-решили проблему, конечно можно работать. Но всё-таки если в планах получение крупного финансирования, то лучше пойти с самого начала. Мероприятие не может быть целью проекта, цель социального проекта – решение проблемы, а для этого необходимо теоретическое обоснование и исследование. Также и для того, чтобы написать хорошую заявку, грамотно реализовать проект и потом по нему спокойно отчитаться, желательно сначала поизучать теорию. Не стоит забывать и про другой важный аспект любого проекта – доказательность, которая без теории не раскроется.
Возвращаясь к теме онлайн-курса. У вас как у человека, находящегося со стороны разработчика и исполнителя проекта иногда возникают вопросы к экспертам об объективности некоторых оценок?
В рамках изучения одной из дисциплин мы со студентами активно работаем с сайтом Фонда президентских грантов, проводим выборки проектов по разным критериям и далее их обсуждаем. Встречаются такие проекты, в которых нечетко поставлены или вообще не поставлены задачи, не определена целевая аудитория. Иногда действительно возникают вопросы к экспертам и оценке. С другой стороны, в открытых источниках публикуются сокращенные варианты заявок и возможно эксперты видят картину полностью, что позволяет им рассмотреть всё детально и оценить объективно.
Не представляли ли вы себя в роли эксперта по оценке конкурсных проектов, не хотели бы попробовать?
Что-то подобное я делаю уже на протяжении последних нескольких лет, работаю в комиссии по защите проектов у магистров государственного и муниципального управления. Они пишут проекты в рамках классического "проджект-менеджемента".
Какой совет вы всегда даёте своим студентам?
У меня на странице ВКонтакте уже около восьми лет стоит статус "Если не хватает сил, займи у времени". Это значит , что иногда нужно потерпеть. Или ситуация изменится в нашу пользу или мы сами добьемся результата трудом и упорством.
Алина Владимировна, благодарим за беседу! Желаем вам профессионального роста, приглашаем на наши будущие онлайн-курсы, поздравляем с наступающим Новым годом! И очень надеемся на сотрудничество в рамках реализации проектов и программ Факультета НКО - структурного образовательного подразделения Правового ресурсного центра "Третий сектор".
Беседовала Анастасия Крутилина, старший юрисконсульт Правового ресурсного центра "Третий сектор"