Полезные статьи и обзоры для НКО

Ревизор в некоммерческой организации: статус, функции и другие важные вопросы

Все некоммерческие организации в силу закона и учредительных документов обязаны предоставлять достоверную информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам. Для выполнения, в частности, и этой обязанности в НКО для осуществления финансово-хозяйственного контроля создается контрольно-ревизионный орган, который может быть и единоличным (в лице лишь одного Ревизора).


Сразу стоит определиться, а обязательно ли нужно создавать такой орган? В каких организационно-правовых формах можно обойтись без него?


В соответствии с действующим законодательством обязательно контрольно-ревизионный орган должен создаваться при осуществлении деятельности в следующих организационно-правовых формах:

В АНО создание такого органа не является обязательным (но в уставе организации прямо может быть предусмотрено его создание). Обычно функцию ревизора в таких случаях выполняют другие органы АНО (например, учредители).


Назначается ревизор (или ревизионная комиссия – 2 и более ревизора) всегда высшим органом управления в НКО и, как правило, выполняет следующие полномочия:


  • финансово-хозяйственный контроль за деятельностью исполнительных органов и органов управления, филиалов и представительств (при наличии);
  • проверка финансовой документации, заключений комиссий по инвентаризации имущества;
  • проверка законности сделок (например, в части одобрения - если такой механизм предусмотрен уставом);
  • анализ соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству;
  • анализ финансового состояния НКО;
  • проверка соблюдения процедур, предусмотренных уставом в части финансово-хозяйственной деятельности.


При этом Ревизор для выполнения своих обязанностей может запрашивать и получать от органов управления НКО соответствующую документацию.

Результатом деятельности ревизора является составленный по результатам проведения проверки акт ревизии – заключение, в содержание которого вносится подтверждение достоверности данных из отчетов и иной документации и информация о выявленных фактах нарушения. Формально законодательство не содержит требований к содержанию данного документа. Рекомендуем требования к акту утвердить на уровне внутренних документов в НКО. 


Контрольно-ревизионный орган может быть:
  • единоличным органом (ревизор, контроллер-ревизор);
  • коллегиальным органом (контрольно-ревизионная комиссия, ревизионная комиссия, контрольная комиссия), в состав которого должно входить не менее 2 человек.

Регламентировать деятельность ревизора (помимо федерального законодательства) можно:


  1. В уставе (прописываются сроки полномочий, порядок избрания, созыва членов контрольно-ревизионного органа)
  2. Путем принятия специального положения о Ревизоре НКО, в котором обычно раскрываются следующие положения:
  • Название контрольно-ревизионного органа, его статус, количественный состав
  • Порядок назначения/избрания;
  • Срок, на который назначается/избирается;
  • Компетенция/полномочия ревизора;
  • На какой основе осуществляет деятельность ревизор (безвозмездно; предусматривается заключение договора гражданско-правового характера, компенсация);
  • Порядок проведения проверок;
  • Взаимодействие ревизора с другими органами управления НКО
  • Запросы ревизора;
  • Ответственность ревизора.

Ревизор осуществляет свою деятельность на общественных началах, но законодательством не запрещено заключение с ревизором гражданско-правового договора, но эта возможность должна быть прямо прописана в уставе или в положении о ревизоре (ревизионной комиссии) НКО. Также в указанных документах может быть предусмотрена возможность компенсации расходов, связанных с исполнением ревизором своих обязанностей.


Немаловажным является и вопрос об ответственности ревизора, например, когда контролирующие органы привлекают НКО к административной ответственности за нарушение действующего законодательства. Законодательство о некоммерческих организациях не содержит положений о полномочиях и ответственности ревизора.

Поэтому полномочия и ответственность должны быть предусмотрены в документах НКО, регламентирующих деятельность контрольно-ревизионного органа (были перечислены выше).
Управление НКО