Полезные статьи и обзоры для НКО

Охрана труда в НКО: с чего начать?

Непростым вопросом, особенно для начинающих некоммерческих организаций является организация охраны труда. Действующее законодательство в этой сфере продолжает динамично изменяться, требований становится все больше, а размеры штрафов на сотрудников и на работодателей продолжают увеличиваться. Возникает ситуация, в которой необходимо соблюсти все требования по охране труда при минимально возможных затратах. Как это сделать? Давайте попробуем разобраться.


Охрана труда в организации начинается с момента, когда заключается трудовой договор с первым работником. Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ работодатель должен заниматься охраной труда, обеспечивать безопасные условия труда работникам. В частности, в круг этих обязанностей входит:

  • организация системы управления охраной труда;
  • разработка и внедрение инструкций по охране труда;
  • обучение работников по охране труда (в виде курсов, инструктажей, повышения квалификации и т.п.);
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • организация медицинских осмотров работников;
  • приобретение, учёт и выдача средств индивидуальной защиты и другое.

В небольших по численности НКО, выполнять функции специалиста по охране труда может любой сотрудник, прошедший специализированную подготовку по данному направлению. Также закон позволяет отдать функции по охране труда небольшой организации (до 50 человек) на аутсорсинг. Для организаций со штатной численностью 50 человек и более требование о наличии в штате собственного специалиста по охране труда обязательно. При его несоблюдении на организацию налагается административный штраф.

Основной проблемой при организации охраны труда в НКО становится источник финансирования этих мероприятий. Ведь НКО существуют за счет спонсорской поддержки, членских взносов, получения грантов, и коммерческой деятельностью практически не занимаются, а если ей и занимаются, то доля таких доходов невелика. В таком случае придется идти по пути минимизации затрат на охрану труда.

Например, своими силами можно организовать процесс проверки знаний работников по охране труда. Для этого создается комиссия минимум из 3 сотрудников организации, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда. Комиссия может проверять знания по охране труда у других работников. А вот для обучения по охране труда уже необходимо наличие специалиста по охране труда или иного уполномоченного сотрудника.

Также самостоятельно можно изготовить журналы для проведения инструктажей по охране труда, журналы производства работ по охране труда и иную документацию.

Проводить инструктажи по охране труда необходимо не только
с работниками некоммерческой организации, но и с волонтерами (например, участвующими при проведении массовых мероприятий, организуемых НКО), а также со сторонними работниками, выполняющими работы для НКО на ее территории.

Закон запрещает осуществлять финансирование мероприятий по охране труда за счет средств самих работников. Но например, мероприятия по улучшению условий охраны труда могут финансироваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц (ч. 2 ст. 226 ТК РФ). Также частично финансирование некоторых мероприятий (например, обучение по охране труда, проведение специальной оценки условий труда, приобретение аптечек первой помощи и др.) можно осуществлять за счет средств фонда социального страхования (т.н. финансирование предупредительных мер, в размере до 20% от суммы страховых взносов организации).

Подводя итог, можно отметить, что руководителю любой некоммерческой организации как использующей труд наёмных работников, так и услуги волонтеров, необходимо посвятить время проработке вопроса организации охраны труда. Ведь в деятельности любой организации приоритетом должны выступать сохранение жизни и здоровья работников, повышение качества их условий труда. А для организации охраны труда не всегда требуются значительные материальные затраты.


Дата публикации: 27.01.2022
Автор статьи: Антон Бедулев
Юрист АНО "Третий сектор"



Охрана труда