Полезные статьи и обзоры для НКО

Может ли руководитель НКО подписывать документы в отпуске?

Руководитель НКО является работником, трудовая функция которого состоит в руководстве организацией, в том числе в выполнении функций ее единоличного исполнительного органа.  Но как быть с подписанием документов, когда руководитель находится в отпуске?  Давайте разбираться.

Действующим законодательством не предусмотрено прекращение полномочий руководителя некоммерческой организации на время его отпуска, поэтому руководитель организации, находясь в отпуске, вправе подписывать документы, а также осуществлять иные полномочия, возложенные на него законом и уставом. Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Вместе с тем, с точки зрения трудового законодательства руководитель НКО является работником организации, которому также гарантируется право на отдых (статья 2 Трудового кодекса РФ). Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса РФ). Следовательно, при подписании руководителем документов, не выполняется требование от освобождении его от исполнения трудовых обязанностей. В данном случае рекомендуется оформлять отзыв руководителя из отпуска (статья 125 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, если договор (иное соглашение) был подписан руководителем в соответствии с его законными полномочиями, то факт нахождения руководителя в отпуске не имеет значения для действительности договора. 

Документы, подписанные руководителем НКО, находящимся в отпуске, будут иметь юридическую силу с точки зрения гражданского законодательств. Но такие действия без оформления отзыва из отпуска будут являться нарушением трудового законодательства и нарушением права работника на отдых.

Кадровые документы

Государственная инспекция по труду  указывает, что гражданское законодательство не предусматривает прекращения или приостановления полномочий единоличного исполнительного органа (то есть руководителя организации) на период нахождения лица, занимающего эту должность, в отпуске. Полномочия руководителя как единоличного исполнительного органа (в том числе по изданию приказов, распоряжений и подписанию договоров) сохраняются за ним все время с момента назначения на должность и до даты прекращения полномочий вне зависимости от фактического нахождения на рабочем месте.  Данная позиция закреплена в письме Письмо ГИТ в г. Москве от 20 августа 2020 г. N 77/7-30028-20-ОБ/10-33260-ОБ/18-1193.

Если речь идет о финансовых документах, а равно о документах, которые могут привлечь внимание налоговой службы или несут потенциальную возможность возникновения споров (например, об увольнении, направлении в командировку, премировании), то перед подписанием таких документов необходимо официально оформить выход руководителя на работу.

Рекомендация от юристов АНО "Третий сектор"

Юристы АНО "Третий сектор" рекомендуют в любом случае делегировать право подписи гражданско-правовых договоров, кадровых и иных документов. 

Право на подписание договоров руководитель НКО может делегировать любому другому лицу. Для этого достаточно оформить от лица организации соответствующую доверенность. Доверенность можно составить не только на работника организации, но и на человека, который не состоит в штате организации и даже не имеет с ней гражданско-правового договора. Более того, выдать доверенность можно и юридическому лицу. 

По общему правилу доверенность от имени юридического лица выдается в простой письменной форме. Форму доверенности организация определяет сама, унифицированные формы не установлены. Из обязательных реквизитов для доверенности законодательство определяет подпись руководителя организации и дату выдачи документа.

Также из закона следует, что доверенность должна содержать суть и перечень делегируемых полномочий, а также данные уполномоченного лица и лица (организации), выдавшего доверенность. Следует указать и срок, на который выдается доверенность. Срок действия доверенности организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств.

Когда полномочия передаются для совершения сделки, требующей нотариального удостоверения, либо для подписания различных документов, связанных с зарегистрированными объектами недвижимости, — в этих случаях доверенность  необходимо заверить у нотариуса. 

Если речь идет о подписании внутренних, в том числе кадровых документов, то правильный вариант действия в такой ситуации — заранее оформить доверенность и приказ по организации, которые делегируют другому лицу соответствующие полномочия на период отпуска или болезни руководителя. 

Если исполнение обязанности руководителя НКО возлагается на иного работника, необходимо помнить про статью 151 Трудового кодекса РФ:  при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Если у такого работника в трудовом договоре или должностной инструкцией предусмотрено временное исполнение обязанности руководителя на период нахождения его в отпуске или на больничном, то предусматривать доплату не требуется. 

Дата публикации: 05.04.2022.
Автор статьи: А. С. Селитраров, юрист АНО "Третий сектор"




2022-04-05 17:52 Кадры и трудовые отношения