Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Как организовать воинский учет в НКО: алгоритм

Пошаговый путеводитель
Авторы путеводителя
  • Артем Селитраров
    Юрист, руководитель Правового ресурсного центра "Третий сектор"

  • Дарья Коковина
    Юрист Правового ресурсного центра "Третий сектор"
Введение

В Российской федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации (НКО) организации обязаны вести воинский учет.

В данном путеводителе мы рассмотрим как организовать в НКО ведение общего воинского учета с нуля, какие документы необходимо разработать и утвердить, а также что нужно знать об отчетности и ответственности.

Воинский учет -

это комплекс мероприятий по сбору, обобщению, анализу и хранению сведений о призывных и мобилизационных людских и иных ресурсах.

Нормативно-правовая база

Вопрос организации и ведения воинского учета регламентирован следующими правовыми актами:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Федеральный закон «Об обороне»);
  • Федеральный закон РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»);
  • Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»);
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение о воинском учете);
  • Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета» (далее – Инструкция);
  • Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 № 95 «Об утверждении Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации» (далее – Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 95);
  • «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) (далее – Методические рекомендации);
  • Письмо Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 г. № 344-01-39-ВА «О предоставлении карточки учёта организации» (далее – Письмо).

Кто должен вести воинский учет?

В Российской Федерации Федеральным законом «Об обороне» установлена обязанность для организаций независимо от форм собственности осуществлять воинский учет своих работников. Под данную категорию организаций подпадают и некоммерческие организации (далее – НКО). Руководители организаций, в свою очередь, должны создавать работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности, в том числе и обязанности по воинскому учету. Данное обязательство организаций направлено на исполнение более широкой обязанности граждан – воинской, в которую также входит:

  • состояние на воинском учёте в военном комиссариате;
  • обязательная подготовка к военной службе;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;
  • призыв на военную службу по мобилизации.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету подлежат (при наличии в штате сотрудников хотя бы 1 работника, подпадающего под одну из указанных выше категорий, организации необходимо организовать воинский учет):

Кто не подлежит воинскому учету?

Не подлежат воинскому учету граждане:
  • признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья (категория «Д»);
  • проходящие военную службу (в настоящем времени);
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (имеющие вид на жительство в ином государстве);
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

С чего и как начать воинский учет в НКО

Процесс постановки воинского учета в организации можно разделить на 8 шагов:
1
Шаг 1. Заполнить карточку учета организации по форме N 18
2
Шаг 2. Определить ответственное лицо и подготовить приказ об организации воинского учета
3
Шаг 3. Разработать план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, на год (далее – план работы)
4
Шаг 4. Разработать документ, закрепляющий функциональные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета.
5
Шаг 5. Подготовить приказ об организации воинского учета граждан, в т. ч. бронировании граждан, пребывающих в запасе, утвердить план работы, функциональные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета
6
Шаг 6. Обратиться в местный военкомат по месту регистрации организации, чтобы согласовать приказ об организации воинского учета граждан, в т. ч. бронировании граждан, пребывающих в запасе, данные лица, ответственного за ведение воинского учета в организации, его функциональные обязанности и план работы
7
Шаг 7. Получить справку/отметку о постановке организации на воинский учет
8
Шаг 8. Направить 1 экз. карточки учета организации в местную администрацию муниципального образования, где находится организации по месту регистрации

Комментарии по шагам:

Чем занимается лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации?

В силу того, что в НКО штат в большинстве случаев небольшой, организации необходимо выделить лишь 1 военно-учетного работника. Исходя из требований законодательства, военно-учетному работнику должно быть предоставлено специально оборудованное помещение и железный шкаф, обеспечивающий сохранность документов по воинскому учету.

Факт назначения военно-учетного работника отражается в приказе руководителя организации. Копия данного приказа остается в военном комиссариате (соответствующем органе местного самоуправления).

Документы воинского учета: их содержание, порядок оформления

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.

Как правило, набор документов по воинскому учета в организации сводится к следующему:

  • Приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 4 Методических рекомендаций). Не обновляется;
  • План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (Приложение № 17 к Методическим рекомендациям) — разрабатывают при постановке на учет в военкомате и перед началом каждого года, вновь согласовывают;
  • Картотека личных карточек по форме № 10, размещенной в приложении № 22 к Инструкции, на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе. Порядок заполнения личных карточек отражен в разделе IV Инструкции;
  • Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение № 18 к Методическим рекомендациям);
  • Расписки в приеме от граждан документов воинского учета (Приложение № 14 к Методическим рекомендациям, форма № 10);
  • Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • Справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Данный комплект документов необходимо выделить в отдельную папку — служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.

Отчетность

Ответственность

За невыполнение или препятствование исполнению обязанностей, возложенных на организации, их должностных лиц, граждан, следует дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. C 1 октября 2023 года Федеральным законом от 31.07.2023 N 404-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточат наказание для тех, кто не выполняет обязанности по воинскому учету:

Артем Селитраров
Комментарий юриста
Придется сходить в военкомат. Несколько раз...

Проекты всех внутренних документов рекомендуется согласовать с местным военкоматом по месту нахождения организации до утверждения документов, так как у разных комиссариатов требования могут отличаться.

Важно понимать, что законодательством предусмотрены общие требования к ведению воинского учета в организациях, однако даже в пределах одного региона или даже города могут быть свои особенности в зависимости от военкомата, к которому относится организация.

Уточнить детали по телефону или по электронной почте не получится - для каждого уточнения и исправления придется ехать в военкомат. Как показывает практика одной поездкой вряд ли получится ограничиться — военные комиссариаты часто возвращают документы на доработку, после которой придется идти на прием повторно.
Будьте в курсе!
Подписывайтесь на группу центра "Третий сектор" в VK, чтобы оперативно узнавать о всех правовых новостях в сфере деятельности некоммерческих организаций.