Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Изменение устава НКО и сведений в ЕГРЮЛ: что сделать после регистрации изменений

Факультет НКО - полезный telegram-канал для руководителей и сотрудников НКО
Друзья, если вы читаете данный материл - скорее всего вы руководитель некоммерческой организации. В работе НКО возникает много вопросов, и мы знаем, как непросто ориентироваться в большом количестве информации. Именно поэтому мы запустили и ведем telegram-канал "Факультет НКО". На канале мы освещаем наиболее актуальные темы для руководителей и сотрудников НКО в сфере права, финансов и управления. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе и ничего не попустить.

С уважением, Артем Селитраров
Руководитель Правового ресурсного центра "Третий сектор"

Введение

Наступает время или возникают ситуации, когда НКО необходимо зарегистрировать новую редакцию устава, внести изменения в наименование организации или коды ОКВЭД, сменить юридический адрес или поменять руководителя организации, внести в состав учредителей новых лиц или исключить их из состава учредителей.

Регистрация изменений официальных сведений по НКО требует осуществить ряд важных организационно-правовых действий, без которых организации сложно будет дальше продолжать свою деятельность.

Как ничего не упустить после государственной регистрации изменений, вносимых в устав НКО и в сведения об организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в нашем специальном материале. Для удобства собрали все задачи в чек-лист.

Изменение устава некоммерческой организации

Законодательно закреплено, что некоммерческая организация вправе реализовывать только ту деятельность, которая определена ее уставом. Однако в связи с расширением сферы деятельности организации, целевой группы благополучателей, желанием осуществлять новые виды деятельности и т. д. всегда есть возможность внести изменения в устав и утвердить его в новой редакции. К тому же российское законодательство довольно динамично и в отдельные законодательные акты часто вносятся изменения, поэтому рекомендуем хотя бы 1 раз в 3 года сверять устав с нормами действующего законодательства и при необходимости его актуализировать.

Если вы подавали документы на регистрацию новой редакции устава в электронной форме, то по результатам вам должен прийти электронный архив с документами с ЭЦП налоговой. Данный архив обязательно необходимо себе сохранить, так как электронный устав в нем, подписанный электронной подписью ФНС, имеет юридическую силу как и оригинал документа.

При этом после государственной регистрации новой редакции устава в территориальном органе Министерства юстиции важно дождаться готовности новой редакции устава в бумажном виде с печатью Минюста и обязательно получить его. Как правило, срок подготовки новой редакции устава к выдаче - две-три недели. Если Минюст вам не звонит/не пишет - побеспокойтесь самостоятельно и свяжитесь с региональным Минюстом по телефону для уточнения информации.

Если вместе с содержанием устава меняется и наименование организации (полное или сокращенное), то такие изменения отражаются и в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ. В этом случае дополнительно смотри раздел в нашем чек-лисе по ЕГРЮЛ (ниже).

Что делать с новой редакцией устава?

После того, как вы получили новую редакцию устава необходимо:

1) Разместить устав на портале Минюста (ВАЖНО!)

С 1 января 2025 года в соответствии с Приказом Минюста от 05.06.2024 N 180 все НКО обязаны пройти регистрацию на новом портале Минюста для того, чтобы в течение 30 календарных дней после регистрации новой редакции устава разместить на портале свой новый устав.

Устав размещается НКО самостоятельно в формате PDF (c электронной отметкой ФНС или печатью Минюста) через личный кабинет на портале Минюста.

Например: Регистрационные действия в отношении новой редакции устава состоялись 28.01.2025 - значит, разместить новый устав на портале необходимо не позднее 28.02.2025.

2) Обновить устав на сайте НКО
Если у вас есть сайт - скорее всего на нем размещены и ваши официальные документы, в том числе и устав. Своевременно актуализируйте информацию на сайте - это важно с точки зрения информационной открытости и прозрачности вашей деятельности.

3) Уведомить грантодателя и иных лиц (при необходимости)

Случается, что регистрационные действия приходятся на период, когда НКО отправила заявку на какой-либо грантовый конкурс. Как правило, к конкурсной заявке прикрепляется устав организации.

Если по итогам конкурсной экспертизы ваша заявка победила, перед подписанием соглашения о гранте/субсидии проинформируйте грантодателя об изменениях устава вышлите ему актуальную редакцию устава.

Изменение сведений в отношении НКО в ЕГРЮЛ

В отношении любой некоммерческой организации в Едином государственной реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится официальная юридически-значимая информация:
  • полное и сокращенное наименование НКО;
  • юридический адрес и место нахождения НКО;
  • официальная электронная почта (при наличии);
  • коды по ОКВЭД (основной вид деятельности и дополнительные);
  • информации о единоличном органе управления (руководителе организации)
  • и т.д.
В любые из вышеперечисленных переменных в отношении организации можно внести изменения. По итогу регистрации таких изменений сведения обновляются в ЕГРЮЛ.
Рассмотрим ниже перечень важных действий, если вы внесли какие-либо изменения в ЕГРЮЛ (вместе с новой редакцией устава или отдельно).

Смена руководителя НКО (единоличного исполнительного органа)

Единоличный исполнительный орган руководит текущей деятельностью некоммерческой организации, поэтому крайне важно после государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции и в ФНС смены руководителя совершить следующие действия:

1) Получите новую электронную цифровую подпись (ЭЦП) на нового директора некоммерческой организации можно уточнить здесь.

Для получения электронной цифровой подписи в территориальный налоговый орган новому директору необходимо предоставить: документ, удостоверяющий личность, СНИЛС, USB-носитель (токен) для записи квалифицированного сертификата электронной подписи. ФНС это делает бесплатно.

Обновить ЭЦП руководителя НКО могут и другие удостоверяющие центры (не ФНС), которые наделены такими полномочиями, но делают они это платно.

2) Уведомите контрагентов, с которым заключены соглашения и договоры, о смене директора в некоммерческой организации

Кроме того, важно учитывать наличие соглашений на предоставление грантов и субсидий. Как правило, в тексте таких соглашений предусмотрена обязанность уведомить соответствующую сторону договора/соглашения при изменении каких-либо официальных реквизитов НКО.

3) Уведомите банки, в которых открыты расчетные счета, о смене директора.

Для продолжения работы с расчетным счетом в банке новому руководителю НКО необходимо будет подтвердить свои полномочия в банке, где открыт счет. Свяжитесь с менеджером своего банка и уточните порядок таких действий.

Изменение наименования некоммерческой организации

Как правило, изменение наименования сопровождается сменой устава некоммерческой организации, поэтому смотрите пункт выше об изменении устава некоммерческой организации.

Помимо этого, необходимо совершить следующие действия:
- уведомить контрагентов, с которым заключены соглашения/договоры, о смене наименования и заключить дополнительные соглашения к соответствующим договорам/соглашениям;
- поменять печать организации с учетом нового наименования, так как в соответствии с законодательством в печати НКО обязательно должно содержаться полное наименование организации;
- руководителю некоммерческой организации получить новую электронную цифровую подпись в связи с изменившимся наименованием (как это сделать см. выше).

Изменение юридического адреса

При смене юридического адреса НКО также важно уведомить контрагентов, с которым заключены соглашения/договоры, о смене адреса и заключить дополнительные соглашения к соответствующим договорам/соглашениям.

Помните, что НКО несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, который указан в ЕГРЮЛ. Из этого следует - если у НКО отсутствует контроль за адресом, указанным в ЕГРЮЛ, то существует серьезный риск неполучения важных юридически значимых сообщений, в том числе корреспонденции от ФНС, Минюста, иных органов власти, контрагентов и т.д.

Подробнее о значении юридического адреса можно прочитать в нашем специальном путеводителе.

Если есть лицензии и иные специальные разрешения

В случае, если некоммерческая организация имеет какие-либо лицензии или иные специальные разрешения/статусы (например, лицензия на ведение образовательной деятельности, наличие статуса СМИ, статус поставщика социальных услуг и пр.), при изменения наименования НКО или иной юридически-значимой информации, необходимо инициировать внесение изменений в сведения, которые содержатся в соответствующих реестрах.
Надеюсь эта статья поможет вам. Если у вас останутся вопросы или вам нужна консультационная поддержка — юристы Центра "Третий сектор" готовы вам помочь. Наши контакты: сайт ural-nko.ru, электронная почта: ural-nko@mail.ru , телефон: 89122643646
Артем Селитраров
Юрист, руководитель Центра "Третий сектор"
Была ли полезна для вас статья?
Руководителю НКО будет полезно ознакомиться с путеводителем "Руководитель НКО: особенности статуса и работы"
Подпишитесь на наши социальные сети, мы публикуем много полезного для руководителей и команд НКО
Правовой ресурсный Центр "Третий сектор"
Образовательный центр "Факультет НКО"
Журнал "Руководитель НКО"