Устав является ключевым документом для некоммерческой организации. Он определяет ее правовой статус, цели и предмет деятельности, структуру организации и систему ее органов управления. Служит основой для определения прав и обязанностей ее учредителей и членов (участников) и регулирует внутренние отношения.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим общие требования к уставам некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм, является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).
Вместе с тем, в отношении некоторых форм некоммерческих организаций, а также «специальных статусов», могут устанавливаться специальные требования к структуре и содержанию их учредительных документов. Например, ряд требований к благотворительным организациям, которые влияют на содержание устава таких организаций, содержатся в Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).
Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством некоммерческим организациям предоставлена возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом – Минюстом России.
С 1 марта 2023 года соответствующие положения появились в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Так, приказом Минюста России от 30.06.2023 N 163 утверждены типовые уставы для некоторых форм некоммерческих организаций.
Однако, типовой устав не может являться универсальным документом, так как не отражает специфику организации, а также не учитывает нормы специальных законов, например, Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Таким образом, использовать типовые уставы – дело добровольное. Это право, а не обязанность организаций. В этом смысле типовой устав, например, может стать основной для разработки учредительного документа, который в полной мере будет отражать особенности работы отдельной организации.
Также стоит отметить, что в целях оказания помощи некоммерческим организациям при подготовке их уставов Минюстом России разработан Модельный устав некоммерческой организации. Данный документ подготовлен на основании анализа действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения в отношении некоммерческих организаций, созданных на территории Российской Федерации.
Однако, как и в ситуации типовыми уставами, модельный устав некоммерческой организации и его положения, рекомендации и требования не могут считаться исчерпывающими, ввиду того что они являются обобщенными, а специальными законами, регулирующими деятельность отдельных организационно-правовых форм, типов и видов некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, создаваемых для достижения определенных целей или осуществления деятельности в определенных сферах, могут устанавливаться дополнительные условия, подлежащие отражению в уставах этих организаций.
Среди часто встречаемых нарушений в отношении уставов некоммерческих организаций можно выделить следующее:
1) Устав организации содержит нормы и положения, не соответствующие требованиями действующего законодательства. Это частое явление, так как законодательство активно изменяется.
2) Устав не содержит норм и положений, обязательных в соответствии с действующим законодательством. Самый наглядный пример – это использование символики. Некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в уставе. При этом не всегда описание логотипа у НКО содержится в уставе, что является нарушением.
3) Фактическая деятельность организации выходит за рамки возможной уставной деятельности. Например, оказание услуг, не соответствующих видам деятельности организации по уставу. Другой наглядный пример – работа с лицами, не подпадающими под целевую группу организации. Отдельно можно выделить нарушения, связанные с принципом территориальности. Например, работа местной общественной организации выходит за территорию муниципального образования, где она осуществляет свою деятельность.
За нарушения законодательства в части требований к учредительным документам некоммерческая организация несет административную ответственность (например, за невыполнение предписания). Более того, в случае грубых или неоднократных нарушений законодательства некоммерческая организация может быть принудительно ликвидирована.