Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Органы управления в НКО

Правовой путеводитель в формате чек-листа

Введение

Архитектура управления, порядок формирования органов управления
в некоммерческих организациях, их компетенцию и срок полномочий, а также порядок принятия ими решений, определяется и закрепляется в уставе ещё на этапе создания организации.

В силу специфики деятельности некоммерческих организаций порядок управления имеет ряд особенностей.

Состав и компетенция органов управления устанавливается в соответствии
с законодательством и уставом НКО. Органы управления бывают:
обязательные, т.е. предусмотренные законодателем и факультативные (закрепленные в уставе дополнительно);
коллегиальные (состоящие из 2 и более человек) или единоличные.

Нарушения, касающиеся несоблюдения положений уставов в части положений
про органы управления, являются наиболее часто выявляемыми в деятельности НКО.

К таким нарушениям можно отнести:
– противоречащее законодательству описание в уставе структуры, компетенции, порядка формирования и срока полномочий органов управления НКО, порядка принятия ими решений и выступления от имени НКО;
– несоблюдение исключительной компетенции органов управления НКО;
– нарушение порядка ведения заседаний или оформления протоколов коллегиальных органов управления в НКО;
– отсутствие протоколов в случаях, когда они должны быть в соответствии
с требованиями законодательства и устава НКО.

За данные нарушения российским законодательством предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность.
Чек-лист
Используя чек-лист оцените свой правовой статус, а также возможные правовые риски.

Заключение

Поскольку среди нарушений при проверках НКО со стороны Минюста России наиболее часто выявляемые касаются вопросов, связанных с органами управления, рекомендуем в качестве самопроверки провести следующие действия:
1) проверить, все ли в соответствии с действующим законодательством обязательные органы управления прописаны в уставе НКО и сформированы фактически;
2) проверить, правильно ли в вашей НКО оформляются протоколы и решения органов управления с учетом норм законодательства;
3) проверить, своевременно ли продлеваются полномочия органов управления в НКО, в том числе полномочия единоличного исполнительного органа – руководителя;
4) составить «матрицу» в форме таблицы со следующей информацией: орган управления/компетенция и как следствие график принятия решения (наличие соответствующего решения, протокола или иного документа). Это позволит наглядно увидеть объем обязательных документов в части органов управления в вашей НКО в разрезе каждого календарного года.

На примере работы ревизора покажем, насколько удобно контролировать свои документы с использованием такой «матрицы»:

Общественная организация, в уставе которой есть ревизор, есть его контрольные полномочия в виде проверки документов за каждый календарный год. Результат такой работы – акт (отчет) ревизора, который в соответствии с уставом подлежит рассмотрению на заседании высшим органом управления (общим собранием членов). Изучив соответствующие положения устава в «матрице» необходимо отразить:
1) В отношении органа «Ревизор» наличие в каждом году акта (отчета);
2) В отношении Высшего органа управления (общего собрания членов) наличие в каждом году протокола, свидетельствующего о рассмотрении данным органом акта (отчета) ревизора или иного протокола, где данный вопрос будет включен в повестку заседания.

Табличная форма «матрицы» позволит своевременно планировать управленческую деятельность в НКО и вести внутреннее делопроизводство в соответствии с требованиями законодательства и своего устава.

Правовые документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
3. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Правовые позиции приведены в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2023 года. Материал разработан в рамках проекта «Правовой аудит в НКО: 10 чек-листов для самопроверки» при поддержке Фонда президентских грантов.
Другие темы правового путеводителя
Был ли полезен для вас материал?
Предлагаем пройти небольшой опрос и дать обратную связь по формату
и содержанию путеводителя