Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Проверка Минюста

Правовой путеводитель в формате чек-листа

Введение

Специфика работы НКО заключается в особом правовом статусе (ограниченном или, как принято говорить, целевом), который проявляется в том, что НКО может иметь только те права и обязанности, которые предусмотрены ее учредительными документами (уставом).

Иными словами, любой некоммерческой организации разрешено все то, что определено законодательством о некоммерческих организациях, а во-вторых – рамки работы НКО задаются ее уставом.

Вторая важная особенность, которая проявляется в деятельности НКО – это наличие специального контрольно-надзорного органа в лице Минюста России и его территориальных управлений.


Знакомство с Минюстом России начинается еще на этапе государственной регистрации НКО, так как именно этот орган проводит правовую экспертизу документов и принимает решение о регистрации НКО.

Дальнейшее взаимодействие НКО с органами Минюста России связано с процедурой регистрации изменений в устав НКО, а также взаимодействие со специалистами данного органа происходит при внесении изменений в сведения, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Кроме вышеуказанных полномочий Минюст России также наделен функциями государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

О том, как и что проверят Минюст России, мы подробно разберем в настоящем разделе путеводителя. В введении считаем необходимым сделать важную оговорку, что не существует единого стандарта к объему и содержанию всех документов, которые необходимо предоставить Минюсту при прохождении плановой проверки.

Дело в том, что процессы, из которых складывается деятельность НКО, весьма разнообразны и каждому процессу соответствуют свой документооборот (и свои документы).

Так, объем и содержание документов в НКО формируют следующие процессы:
– бухгалтерский учет;
– кадровый учет;
– документационное обеспечение управления НКО (протоколы, решения, акты и отчеты органов управления и иных органов);
– внутренняя организационно-распорядительная документация (управленческие документы, положения, приказы, программы и пр.);
– организация процесса договорной работы;
– работа с потоками документов (входящие, исходящие письма);
– и т.д.

Также на объем документов в делопроизводстве (документообороте) НКО влияет:
– организационно-правовая форма НКО (АНО, фонд, общественная организация и т.д.);
– особенности структуры органов управления;
– наличие специального статуса (например, лицензия на ведение образовательной деятельности; поставщик социальных услуг)
– источники финансирования, направления деятельности, фактическая деятельность (работа с грантами и субсидиями, благотворительными пожертвованиями, членскими взносами и т.д.);
– внутренние регламенты, инструкции, положения в рамках которых НКО самостоятельно определяет стандарты и правила ведения делопроизводства.

Большая часть требований к наличию документов, их оформлению определена законодательством. При этом и здесь нет единого списка нормативных правовых актов, которые бы охватывали деятельной любой НКО. В данном случае важно учитывать:
– общие нормы законодательства, в том числе о НКО (например, Гражданский кодекс Российской Федерации);
– специальные федеральные законы о НКО (Федерльные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и т.д.);
– нормы законодательства, связанные со специальными статусами (например, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» для поставщиков социальных услуги или Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» для организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности);
– отраслевое законодательство, которое пронизывает деятельности почти любой НКО (например, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «О персональных данных»).
Чек-лист
Используя чек-лист оцените свой правовой статус, а также возможные правовые риски.

Заключение

Как было отмечено, Минюст России и его территориальные органы наделены функциями государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий строго определена административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2021 года N 274.
В целях подготовки к плановой проверке рекомендуем системно и качественно вести делопроизводство в НКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Правильный документооборот в организации – фундамент любой деятельности. Плохой фундамент – плохое здание. Правильный документооборот – это не только вопрос отчетности, отсутствия претензий со стороны контрольно-надзорных органов, но и база для устойчивой работы и принятия эффективных управленческих решений.


Правовые документы

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций»;
3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

Правовые позиции приведены в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2023 года. Материал разработан в рамках проекта «Правовой аудит в НКО: 10 чек-листов для самопроверки» при поддержке Фонда президентских грантов.
Другие темы правового путеводителя
Был ли полезен для вас материал?
Предлагаем пройти небольшой опрос и дать обратную связь по формату
и содержанию путеводителя