Специфика работы НКО заключается в особом правовом статусе (ограниченном или, как принято говорить, целевом), который проявляется в том, что НКО может иметь только те права и обязанности, которые предусмотрены ее учредительными документами (уставом).
Иными словами, любой некоммерческой организации разрешено все то, что определено законодательством о некоммерческих организациях, а во-вторых – рамки работы НКО задаются ее уставом.
Вторая важная особенность, которая проявляется в деятельности НКО – это наличие специального контрольно-надзорного органа в лице Минюста России и его территориальных управлений.
Знакомство с Минюстом России начинается еще на этапе государственной регистрации НКО, так как именно этот орган проводит правовую экспертизу документов и принимает решение о регистрации НКО.
Дальнейшее взаимодействие НКО с органами Минюста России связано с процедурой регистрации изменений в устав НКО, а также взаимодействие со специалистами данного органа происходит при внесении изменений в сведения, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Кроме вышеуказанных полномочий Минюст России также наделен функциями государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
О том, как и что проверят Минюст России, мы подробно разберем в настоящем разделе путеводителя. В введении считаем необходимым сделать важную оговорку, что не существует единого стандарта к объему и содержанию всех документов, которые необходимо предоставить Минюсту при прохождении плановой проверки.
Дело в том, что процессы, из которых складывается деятельность НКО, весьма разнообразны и каждому процессу соответствуют свой документооборот (и свои документы).
Так, объем и содержание документов в НКО формируют следующие процессы:
– бухгалтерский учет;
– кадровый учет;
– документационное обеспечение управления НКО (протоколы, решения, акты и отчеты органов управления и иных органов);
– внутренняя организационно-распорядительная документация (управленческие документы, положения, приказы, программы и пр.);
– организация процесса договорной работы;
– работа с потоками документов (входящие, исходящие письма);
– и т.д.
Также на объем документов в делопроизводстве (документообороте) НКО влияет:
– организационно-правовая форма НКО (АНО, фонд, общественная организация и т.д.);
– особенности структуры органов управления;
– наличие специального статуса (например, лицензия на ведение образовательной деятельности; поставщик социальных услуг)
– источники финансирования, направления деятельности, фактическая деятельность (работа с грантами и субсидиями, благотворительными пожертвованиями, членскими взносами и т.д.);
– внутренние регламенты, инструкции, положения в рамках которых НКО самостоятельно определяет стандарты и правила ведения делопроизводства.
Большая часть требований к наличию документов, их оформлению определена законодательством. При этом и здесь нет единого списка нормативных правовых актов, которые бы охватывали деятельной любой НКО. В данном случае важно учитывать:
– общие нормы законодательства, в том числе о НКО (например, Гражданский кодекс Российской Федерации);
– специальные федеральные законы о НКО (Федерльные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и т.д.);
– нормы законодательства, связанные со специальными статусами (например, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» для поставщиков социальных услуги или Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» для организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности);
– отраслевое законодательство, которое пронизывает деятельности почти любой НКО (например, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «О персональных данных»).