Правовой ресурсный центр "Третий сектор"

Регистрация НКО через госуслуги

Пошаговый путеводитель
Артем Селитраров
Юрист, руководитель АНО "Третий сектор",
эксперт в сфере правового регулирования некоммерческих организаций
Надеюсь эта статья поможет вам. Если у вас останутся вопросы или вы ищете специалиста по регистрации НКО — юристы Центра "Третий сектор" готовы вам помочь. Работаем дистанционно на территории всех регионов России.

Наши контакты: электронная почта: ural-nko@mail.ru , телефон: 89122643646.
Подробнее о всех компетенциях центра здесь.
Артем Селитраров
Юрист, руководитель Центра "Третий сектор"
Внимание. В 2024 году действует новый порядок подачи документов на регистрацию НКО в электронной форме. Путеводитель обновляется.
Введение

Действующим законодательством предусмотрена возможность подать документы на регистрацию НКО через портал Госуслуги.
У электронной формы регистрации НКО однозначно есть свои плюсы.
Преимущества электронной формы
Отсутствие госпошлины
Экономия 4 тыс. рублей
(пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации)
Отсутствие нотариальных расходов
Не надо тратиться на оплату услуг нотариуса
Отсутствие территориальных ограничений
Получение услуги из любого удобного для вас места
Оперативное отслеживание статуса
Следить за движением заявления можно из личного кабинета портала
Кроме того, если Минюст откажет вам с первого раза в регистрации НКО, то после устранения оснований для отказа в регистрации (например, устранена ошибка в заявлении или внесены изменения в устав) повторная отправка заявления через портал Госуслуги также не потребует оплаты госпошлины.
Технические особенности

Электронная форма подачи документов на портале Госуслуги имеет и ряд технических особенностей, которые необходимо знать и учитывать:
Подтвержденная учетная запись
Заявитель должен иметь подтверждённую учетную запись на портале Госуслуг.
Наличие специальной электронной подписи
Заявитель должен иметь квалифицированную электронную подпись.
Работа с программой Минюста
Важно учитывать особенности формирования транспортного контейнера, а также требования к электронной форме документов (формат (тип) и требования к качеству электронных документов, ограничения в размере и т.д.).

Порядок действий при регистрации НКО через портал Госуслуги

6 шагов

1
Шаг 1. Подготовка учредительных и иных документов
Безусловно, перед подачей документов на регистрации вам предстоит подготовить пакет учредительных и иных документов (устав, протокол или решение и т.д). Набор таких документов будет зависеть от формы и особенностей создания некоммерческой организации.

Также необходимо заполнить заявления о государственной регистрации юридического лица. В 2022 году заявление заполняется по форме в соответствии с приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Подробный пошаговый путеводитель
о регистрации НКО в 2024 году

Особенности регистрации и работы разных форм НКО

2
Шаг 2. Оформление электронной подписи
На данном этапе вам предстоит позаботиться о выпуске на свое имя электронной подписи для физического лица (если заявитель - физическое лицо).

Выпустить сертификат электронной подписи можно в любом удостоверяющем центре. При оформлении электронной подписи обратите внимание, чтобы она была квалифицированной, т.е. равносильной вашей собственноручной подписи, а также подходила для целей работы на портале "Госуслуги".


Артем Селитраров
Комментарий юриста
С целью выпуска сертификата электронной подписи рекомендую работать с крупными операторами - удостоверяющими центрами. В этом случае вам будет оказана надлежащая техническая поддержка, т.к. часто в работе электронной подписи или средств криптозащиты возникают технические проблемы. Смело рекомендую удостоверяющий центр Контур с удобной процедурой автоматической настройки и установки подписи. А если возникают технические сложности - всегда на связи специалисты технической поддержки. Кроме того, есть сервис "Конутр.Диагностика", с помощью которого можно установить всё необходимое программное обеспечение для работы с электронной подписью.

3
Шаг 3. Вход в личный кабинет портала "Госуслуги"
После выпуска и настройки сертификата электронной подписи необходимо пройти аутентификацию на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Важные технические моменты

Обратите внимание, что для входа с помощью электронной подписи на портал "Госуслуги" необходимо:

1) установить плагин для работы с электронной подписью;
2) присоединить к компьютеру носитель ключа электронной подписи (USB-ключ - рутокен);
3) При необходимости включить/разрешить доступ плагину в вашем браузере (см. рекомендации). Мы рекомендуем использовать браузер Mozilla Firefox или Google Chrome.

4
Шаг 4. Выбор услуги и заполнение карточки услуги
На данном этапе важно правильно выбрать услуги и адресат заявления, то есть соответствующий уполномоченный орган. Нужная нам услуга "Государственная регистрация иных некоммерческих организаций при их создании".
В зависимости от вида НКО будет разный адресат заявления (Минюст России или его территориальный орган в субъекте России). В большинстве случаев это Управление Минюста России по вашему региону.

Это важно, поскольку в законе есть такое основание для отказа, как направление документов в ненадлежащий уполномоченный орган.


Артем Селитраров
Комментарий юриста
Например, если вы регистрируете автономную некоммерческую организацию или благотворительный фонд с юридическим адресом в пределах места ее нахождения на территории Свердловской области, то уполномоченным органом будет выступать Главное управление Минюста России по Свердловской области.
Карточка услуги

В карточке данные заявителя подтянутся автоматически из вашего профиля. Вам останется только вписать полное наименование регистрируемой некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами.

5
Шаг 5. Формирование транспортного контейнера
Для отправки заявление необходимо сформировать транспортный контейнер с документами в электронной форме.

Для того, чтобы создать транспортный контейнер, необходимо воспользоваться специальный программой, которая скачивается на сайте Минюста России (ссылка будет на странице заполнения карточки услуги).

Программа запускается на вашем компьютере и позволяет подписать все документы электронной подписью, а также создать единый архив, который после загружается на портал при государственной регистрации НКО.

Важные технические моменты

При формировании транспортного контейнера заявителям необходимо учитывать следующие технические особенности:

1) Важно, чтобы программа распознала вашу электронную подпись.
Привязка электронной подписи осуществляется в настройках программы ("Сервис" - "Параметры")

2) Существуют требования к формату электронных документов. В настоящий момент программа Минюста требует для загрузки документов формат TIFF. При этом необходимо обеспечить качество изображений документов 300*300dpi.

3) Стоит учитывать, что транспортный контейнер с документами должен быть объёмом не более 5 мб.


6
Шаг 6. Отправка заявления
После успешного формирования транспортного контейнера готовый к отправке файла необходимо прикрепить в специальное поле карточки услуги и нажать "отправить заявление".

После регистрации заявления есть возможность отслеживать статус заявления. Ответ о результате придет в электронном виде, после чего вас пригласят в территориальное отделение Минюста России для получения свидетельства о регистрации некоммерческой организации.

Поздравляем! Вы успешно прошли государственную регистрацию НКО

Конечным результатом предоставления государственной услуги является внесение записи о вашей НКО в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Артем Селитраров
Комментарий юриста
После регистрации НКО вам предстоит получить новую электронную подпись, но уже в качестве руководителя организации. Такая подпись даст вам возможность отправлять отчетность в налоговую, Росстат и другие органы, а также использовать электронный документооборот. Услуга по выдаче квалифицированной подписи на юридическое лицо предоставляется Федеральной налоговой службы, иными словами - надо обратиться в ваш территориальный орган ФНС по месту регистрации НКО. Сам выпуск подписи бесплатный, но надо заранее приобрести специальный USB-носитель, куда будет записана электронная подпись.
Электронная подпись
Основные правила работы и требования безопасности
Полезные статьи
Ниже приведены наши статьи, которым могут быть вам полезны:
Надеюсь эта статья поможет вам. Если у вас останутся вопросы или вы ищете специалиста по регистрации НКО — юристы Центра "Третий сектор" готовы вам помочь. Работаем дистанционно на территории всех регионов России.

Наши контакты: электронная почта: ural-nko@mail.ru , телефон: 89122643646.
Подробнее о всех компетенциях центра здесь.
Артем Селитраров
Юрист, руководитель Центра "Третий сектор"
Будьте в курсе!
Подписывайтесь на группу центра "Третий сектор" в VK, чтобы оперативно узнавать о всех правовых новостях в сфере деятельности некоммерческих организаций.